Таблица 1
ФИО депутата | Место в рейтинге | Пресс-индекс, % | Изменение показателя пресс-индекса по отношению к декабрю 2015 года, % |
---|---|---|---|
Макаров В. С. | 1 | 27,683 | +5,507 |
Милонов В. В. | 2 | 20,854 | +9,485 |
Вишневский Б. Л. | 3 +2 | 7,805 | +0,156 |
Резник М. Л. | 4 | 6,951 | -1,470 |
Ковалев А. А. | 5 +1 | 4,878 | +0,246 |
Коровин И. В. | 6 +5 | 3,537 | +1,151 |
Шишкина М. А. | 6 +16 | 3,537 | +2,624 |
Шатуновский С. В. | 8 +10 | 2,683 | +1,630 |
Анденко С. А. | 9 +16 | 1,463 | +0,972 |
Нотяг В. О. | 10 +6 | 1,341 | -0,132 |
Галкина О. В. | 11 -2 | 1,219 | -1,447 |
Киселева Е. Ю. | 11 +7 | 1,219 | +0,167 |
Явлинский Г. А. | 13 -10 | 1,097 | -7,394 |
Комолова И. И. | 14 -6 | 0,976 | -1,902 |
Макаров А. А. | 14 -2 | 0,976 | -1,340 |
Трохманенко С. В. | 14 +1 | 0,976 | -0,709 |
Соловьев С. А. | 14 +11 | 0,976 | +0,484 |
Медведев Е. К. | 14 +18 | 0,976 | +0,625 |
Никешин С. Н. | 19 +15 | 0,854 | +0,573 |
Иванова И. В. | 19 -2 | 0,854 | -0,550 |
Мельникова А. Р. | 19 +2 | 0,854 | -0,129 |
Кобринский А. А. | 22 -15 | 0,732 | -2,777 |
Васильев А. В. | 22 +12 | 0,732 | +0,451 |
Ложечко В. П. | 24 +13 | 0,610 | +0,399 |
Бакулин В. Ю. | 25 -11 | 0,488 | -1,267 |
Смирнов К. О. | 25 +3 | 0,488 | +0,067 |
Дроздов А. В. | 25 +7 | 0,488 | +0,137 |
Яковлев М. Э. | 25 +15 | 0,488 | +0,347 |
Марченко Е. Е. | 29 -19 | 0,366 | -2,160 |
Анохин А. Ю. | 29 -16 | 0,366 | -1,739 |
Воронцов А. В. | 29 -6 | 0,366 | -0,406 |
Дмитриев В. Я. | 29 -5 | 0,366 | -0,266 |
Палин А. Ю. | 29 -1 | 0,366 | -0,055 |
Рахова Е. А. | 29 +8 | 0,366 | +0,155 |
Гатчин Ю. А | 35 +9 | 0,244 | +0,174 |
Захаренкова Т. Я. | 35 -7 | 0,244 | -0,177 |
Высоцкий И. В. | 35 +2 | 0,244 | +0,033 |
Егорова Л. И. | 35 +9 | 0,244 | +0,174 |
Мартыненко В. Е. | 35 +12 | 0,244 | +0,244 |
Кривенченко А. Н. | 40 -22 | 0,122 | -0,931 |
Нестерова С. Н. | 40 -15 | 0,122 | -0,369 |
Горшечников А. А. | 40 -6 | 0,122 | -0,159 |
Черных А. Н. | 40 | 0,122 | -0,018 |
Кущак А. И. | 40 +4 | 0,122 | +0,052 |
Антипов С. Н. | 40 +7 | 0,122 | +0,122 |
Ларионов В. Б. | 40 +7 | 0,122 | +0,122 |
Евстигнеева А. О. | 47 -19 | 0,000 | -0,421 |
Седейкиене Л. Ф. | 47 -7 | 0,000 | -0,140 |
Солтан П. М. | 47 -7 | 0,000 | -0,140 |
Волчек Г. Б. | 47 | 0,000 | 0,000 |
Сразу отметим, что "объём продаж" (то есть кол-во публикаций с упоминанием депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга), с формальной точки зрения, продолжает демонстрировать тенденцию к снижению – количество публикаций в декабре снизилось по сравнению с ноябрём на 13% (по сравнению с сентябрём – на 46%). Однако, если оценить это снижение "в календарных днях", то можно придти к иным выводам. Например, если условно принять PR-активность питерских депутатов с 28 по 31 декабря равной нулю (а перед Новым годом такое допущение имеет смысл), тогда активность в остальные дни месяца окажется на уровне ноябрьской. Аналогично можно подойти и к оценке объёма публикаций в январе, когда их количество снизилось на 42%: это может означать, например, что новогодние каникулы депутатов включали в себя Старый Новый год. А в "рабочий" период января PR-активность депутатов осталась на уровне декабря прошлого года.
Как новогодние праздники отразились на рейтинге лидеров по пресс-индексам? Судя по росту пресс-индексов лидеров, они предпочли не уходить на новогодние каникулы.
Мониторинг петербургских СМИ показал, что доля публикаций с упоминанием спикера петербургского Законодательного собрания Вячеслава Макарова остаётся стабильно высокой. Правда, в декабре 2015 года она сократилась на 4%, зато в январе 2016 года выросла сразу почти на 25%, составив 27,7%. Основными информационными поводами для публикаций с упоминанием Вячеслава Макарова стали праздники (Новый год, Рождество, Крещение, День снятия блокады).
На втором месте также стабильно находится Виталий Милонов. Однако, если в сентябре-декабре его пресс-индекс колебался в пределах 11,5-14%, то в январе 2016 года он вырос до 20,8%. Тематика публикаций с упоминанием Виталия Милонова разнообразна, но у большинства из них есть общий знаменатель – запрет, регулирование или протест против чего-либо: Турция, реагенты, фейерверки, коллекторы, велосипеды, аптеки, ЛГБТ.
Обратную динамику продемонстрировал Григорий Явлинский: если в декабре он вышел на третье место с пресс-индексом в 8,5% (121 публикация по данным мониторинга СМИ), то всего 9 публикаций за январь оставили его за пределами группы лидеров – впервые с сентября 2015 года. Похоже, что в первый месяц 2016 года депутат ушёл на PR-каникулы.
Впрочем, это можно сказать ещё про нескольких депутатов, чьи январские пресс-индексы оказались значительно ниже декабрьских: Александр Кобринский (0,7% и 3,5% соответственно), Андрей Анохин (0,3% и 2,1% соответственно), Ирина Комолова (1% и 2,9% соответственно). Все эти депутаты также входили в группу лидеров рейтинга по итогам декабря 2015 года, но практически исчезли из медийного пространства в январе 2016 года.
Напомним, что к лидирующей группе мы относим депутатов, чей пресс-индекс, рассчитанный по результатам мониторинга петербургских СМИ, превышает 2% – среднюю величину для 50 депутатов петербургского Законодательного собрания. Суммарный пресс-индекс лидирующей группы депутатов в декабре прошлого года превысил 81%. Таким образом, последний месяц прошедшего года отмечен наибольшей концентрацией PR-активности в группе лидеров, начиная с сентября 2015 года. Однако в январе нынешнего всё вернулось на круги своя – суммарный пресс-индекс лидеров вновь оказался около 78%. Правда, численность группы сократилась до 8 человек (наименьший показатель с сентября 2015 года). Во многом это произошло благодаря поддержанию на высоком уровне PR-активности бессменных лидеров рейтинга – Вячеслава Макарова и Виталия Милонова. Их суммарный пресс-индекс в январе 2016 года составил 48,5% (в декабре 2015 года – 33,5%), впервые с сентября 2015 года превысив 40%. Причём, если количество публикаций с упоминанием спикера Законодательного собрания снизилось в январе на 28%, то по Виталию Милонову количество публикаций увеличилось на 5%. Таким образом, в январе на двух лидеров рейтинга пришлось более 50% упоминаний всех депутатов, входящих в лидирующую группу.
Несмотря на то, что мониторинг СМИ зафиксировал сокращение на 40-50% количества публикаций с упоминанием депутатов Вишневского, Резника и Ковалёва, им удалось сохранить свои позиции в лидирующей группе с пресс-индексами 7,8%, 7% и 4,9% соответственно. Также в группу лидеров по итогам мониторинга петербургских СМИ за январь 2016 года вошли депутаты Коровин, Шишкина и Шатуновский.
Суммарный пресс-индекс Вячеслава Макарова и Виталия Милонова обеспечил абсолютное лидерство фракции партии "Единая Россия" в Законодательном собрании Санкт-Петербурга по количеству упоминаний в петербургских СМИ. Совокупный пресс-индекс входящих в неё депутатов в январе 2016 года составил 60,9% (в среднем – 3,04% на каждого депутата фракции; без учёта пресс-индексов Макарова и Милонова – 0,7% на каждого депутата). Декабрьский пресс-индекс депутатов "Единой России" значительно скромнее – всего 45%, что также в основном обусловлено колебаниями пресс-индексов Вячеслава Макарова и Виталия Милонова. Таким образом, в декабре на каждого депутата фракции в среднем также пришлось более 2%. Эту ситуацию можно интерпретировать и так: PR-активность лидеров фракции обеспечивает такой объём публикаций, что его хватает для зачисления в лидеры всех депутатов фракции.
Аналогичной характеристикой обладает и PR-активность депутатов из фракции "Яблоко": за три последних месяца средний пресс-индекс в расчёте на одного депутата фракции тоже не опускался ниже 3,2% (январь 2016). А в ноябре и декабре 2015 года фракция лидировала по этому показателю (3,8% и 5,4% соответственно). Декабрьский результат фракции в значительной степени был обеспечен описанной выше активностью Григория Явлинского. А по суммарному пресс-индексу депутатов фракция "Яблоко" устойчиво находится на втором месте.
И в декабре, и в январе по суммарному пресс-индексу входящих в неё депутатов третье место занимала фракция "Справедливая Россия" (13,3% и 11,6% соответственно).
Следует понимать, что представленные выше результаты расчёта и анализа пресс-индексов на основе мониторинга СМИ представляют собой лишь первый уровень анализа PR-деятельности депутатов. На этом уровне аналитики оперируют наиболее простыми и потому широко распространёнными показателями, характеризующими PR-деятельность: количество публикаций, количество упоминаний, тематический срез, тональность публикаций.