В данной рубрике сайта мы самостоятельно определяем интересные, на наш взгляд, события, публикации, методологические вопросы и даем как свои комментарии, так и интересные комментарии других специалистов рынка.
Материалы данной рубрики могут быть использованы печатными и электронными средствами массовой информации при условии обязательной ссылки на маркетинговую группу ЭКРО и данный сайт. При размещении любых материалов рубрики на интернет-ресурсах обязательным условием является также проставление активной ссылки на данный сайт.
Обзор московского рынка труда по итогам 2014 года в сфере "Маркетинг/Реклама/PR" подготовлен компанией HeadHunter для портала ADVmarket.ru.
По данным за 2014 г. на долю вакансий, размещённых в сфере "Маркетинг, реклама, PR" пришлось почти 6% всех вакансий в Москве. Таким образом, сфера заняла пятое место в рейтинге топ-сфер.
На первом месте традиционно оказалась сфера продаж – каждая пятая вакансия на рынке сейчас ориентирована на этих специалистов. На втором месте по популярности ИТ-специалисты, на третьем – административный персонал.
Рис 1. Структура спроса по профессиональным сферам в Москве, 2014 год.
Таблица 1. Структура спроса по профессиональным сферам в Москве, 2012-2014 годы.
В годовом исчислении в 2014 г. спрос в сфере "Маркетинг, реклама, PR" вырос на 7%, а в целом по Москве – на 6%. Годом ранее прирост вакансий в маркетинге составил 8%, а в целом по рынку – 10%.
Рис 2. Прирост вакансий в Москве, 2013-2014 годы.
До июля 2014 г. динамика роста спроса на специалистов в маркетинге уступала аналогичным показателям 2013 г. В июле 2014 г. в маркетинге было опубликовано на 21% больше вакансий, чем в январе 2014 г., а в июле 2013 г. – на 20% больше, чем в январе 2013 г. К декабрю показатели обоих годов снова сравнялись.
Рис 3. Динамика вакансий в Москве в сфере "Маркетинг, реклама, PR", 2013-2014 годы.
Также во второй половине 2014 г. спрос на маркетологов был выше, чем общий спрос на всех специалистов в Москве.
Рис 4. Динамика вакансий в Москве в 2014 году.
Если сравнивать с другими сферами, то в маркетинге рост спроса оказался умеренным на фоне других сфер. Для сравнения, в сфере "Начало карьеры, студенты" количество вакансий выросло на 46%.
Рис 5. Прирост вакансий по профессиональным сферам в Москве, 2014 год.
В структуре резюме на долю маркетинга пришлось 6,2% всех резюме. Это шестое место в рейтинге. Первое место в рейтинге занимала сфера "Начало карьеры, студенты" с долей 12%.
Рис 6. Распределение резюме по профессиональным сферам в Москве, 2014 год.
За год количество резюме в сфере "Маркетинг, реклама, PR" выросло на четверть, что сопоставимо с ситуацией в целом по Москве.
Рис 7. Прирост резюме по профессиональным сферам в Москве, 2014 год.
hh.индекс – это соотношение количества резюме и вакансий, размещенных на сайтах hh.ru, rabota.mail.ru и career.ru. Индекс показывает дефицитность специалистов в определенной профессиональной сфере – сколько актуальных резюме соискателей приходится на одну актуальную вакансию в конкретный период времени.
В 2014 г. в среднем в сфере маркетинга, рекламы и PR на одну вакансию приходилось порядка 2 резюме, а в целом на рынке труда – 3-4 резюме. За год в целом на рынке труда и в маркетинговой отрасли конкуренция при поиске работы увеличилась (на 0,3 п.).
Рис 8. Соотношение количества резюме и вакансий в Москве, 2013-2014 годы.
В 2014 г. hh.индекс был выше, чем в 2013 г. Самый высокий показатель за 2014 г. отмечен в декабре – 3,2, а самый низкий – в августе – 2,1.
В 2013 г. самая высокая конкуренция отмечена в январе – 2,4.
Рис 9. Соотношение количества резюме и вакансий в сфере "Маркетинг, реклама, PR" в Москве, 2013-2014 год.
Уровень конкуренции в сфере маркетинга и рекламы невысокий по сравнению с другими сферами. Для сравнения, в 2014 г. на госслужбе и среди топ-менеджеров на одно вакантное место претендовало 9 человек. В сфере искусства и масс-медиа – 6 человек.
Самые дефицитные специалисты традиционно представляют сферы "Рабочий персонал", "Инсталляция и сервис", "Консультирование" и "Продажи".
Рис 10. Соотношение количества резюме и вакансий в различных профессиональных сферах в Москве, 2014 год.
Анализируя активность соискателей, ищущих работу в сфере маркетинга, рекламы и PR, выяснилось, что в среднем, на одну открытую вакансию в 2014 г. приходилось 57 откликов, а в целом на рынке – 45 отклика. Соискательская активность за год выросла на 13 откликов в сфере "Маркетинг, реклама, PR" и на 10 откликов – в целом по рынку.
Рис 11. Количество откликов на одну вакансию в Москве, 2013-2014 год.
Чаще всего в сфере "Маркетинг, реклама, PR" размещают вакансии для специалистов с опытом от 1 года до 3 лет. Четверть спроса – кандидаты без опыта работы. Подобная картина схожа с ситуацией в целом по рынку труда Москвы.
Рис 12. Требуемый опыт работы в Москве, 2014 год.
За год в сфере "Маркетинг, реклама, PR" на 6 п.п. выросла доля вакансий для молодых специалистов с опытом до года и, соответственно, снизилась доля вакансий для соискателей с опытом от 1 года до 3 лет. Доли остальных категорий не изменились за год.
Рис 13. Требуемый опыт работы в сфере "Маркетинг, реклама, PR" в Москве, 2013-2014 год.
Индекс заработной платы отражает динамику изменения зарплатных предложений на московском рынке труда. Согласно данным за 2014 г., средняя предлагаемая работодателем зарплата (та, что указана в вакансиях) в Москве составила 59,2 тыс. руб., что на 2% выше, чем в 2013 г. В 2013 г. прирост средней предлагаемой зарплаты составил 7%.
В сфере "Маркетинг, реклама, PR" средняя предлагаемая зарплата в среднем на 20% выше, чем в целом по рынку в Москве. В 2014 г. она составила 71 тыс. руб., что на 2% больше, чем в 2013 г.
Примечание: Для построения индекса заработной платы использовалось 9 проф.сфер, покрывающих более 70% вакансий рынка труда Москвы ("Продажи", "Информационные технологии/Интернет/Телеком", "Административный персонал", "Бухгалтерия/Управленческий учет/Финансы предприятия", "Маркетинг/Реклама/PR", "Банки/Инвестиции/Лизинг, "Начало карьеры/Студенты", "Строительство/Недвижимость", "Транспорт/Логистика"). В каждой сфере были отобраны пять наиболее востребованных позиций (2 управленческие позиции и 3 рядовые позиции/1 управленческая позиция и 4 рядовые позиции). При расчете зарплатного индекса учитывался требуемый опыт работы у кандидатов и востребованность позиции на рынке (доля вакансий в рейтинге запросов работодателей), которые были фиксируемыми параметрами.
Рис 14. Средняя предлагаемая зарплата в Москве, 2013-2014 год.
При этом стоит отметить, что в 2014 г. замедлился рост зарплат: это связано с кризисными явлениями как в стране, так в мировой экономике.
Рис 15. Прирост средней предлагаемой зарплаты в Москве, 2013-2014 год.
Средняя предлагаемая зарплата в маркетинге в 2014 г. уступила аналогичной для топ-менеджеров (в вакансиях для них в среднем указывали зарплата в 221 тыс. руб.) и для IT-специалистов (87 тыс. руб.).
Рис 16. Средняя предлагаемая зарплата в различных профессиональных сферах в Москве, 2014 год.
директор по исследованиям компании HeadHunter,
для портала ADVmarket.ru
Материал предоставлен интернет-порталом ADVmarket.ru