КАРТА НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ
Коллеги, с октября 2015 года вы можете получить скидку на "Мониторинг СМИ". Всего за 4 несложных шага Вы получите дополнительные 10% скидки.

ОПРОСЫ В ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ СПб ОТ 12000 РУБЛЕЙ
Исследования стоят дорого? Пусть Ваши конкуренты продолжают так думать! А Вам мы предлагаем варианты проведения опросов, среди которых Вы наверняка сможете выбрать приемлемый для Вас по цене.

ПРЕСС-ИНДЕКС. Банки
Исследовательская группа ЭКРО опубликовала новый "пресс-индекс" по теме: "Банки. Пресса Санкт-Петербурга и Ленинградской области". Рейтинг позволяет сравнить pr-активность банков за 8 месяцев 2016 года с тем же периодом 2015 года.

 

rss вопрос - ответ   rss комментарии специалистов маркетинговой группы «Экро»

Рекомендуете ли вы для оценки PR-службы использовать PR-value?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Главная / Пресс-центр / Пресса о нас
Версия для печати
17/09/2001
На рынке биопрепаратов пока еще не тесно, Наталья Матвеева

Деловая панорама, газета

Петербургский рынок биологически активных добавок к пище освоен пока очень слабо, несмотря на устойчивый интерес потребителей к этому виду биопродуктов. Но участники рынка видят перспективу: доля "сетевиков" сократилась с 40 до 10%, и высвободившуюся нишу могут занять новые игроки - универсамы и магазины.

Массовые поставки биологических добавок на российский рынок приходятся на вторую половину 90-х годов. Это была экспансия иностранных препаратов, самый известный из которых "Гербалайф". Вскоре отношение к биодобавкам стало более настороженным, чему способствовали отдельные недобросовестные производители и продавцы. Однако эффективность биопродукта высокого качества, гарантированную современным технологиями, никто не смог поставить под сомнение, что и по сей день обеспечивает его постоянный спрос.

В России сложились условия для развития производства биодобавок растительного происхождения. Сказываются традиции траволечения и наличие сырьевой базы: есть еще экологически чистые районы, где можно организовать сбор трав для изготовления биодобавок. Также развитию растительной группы способствует устаревшая технологическая база наших предприятий, хотя в целом сейчас, с использованием новых технологий, эти препараты переживают второе рождение.

Как рассказал коммерческий директор ООО "Лотос" Андрей Гонза, именно их компания организовала недавно в Петербурге семинар, посвященный проблемам производства и реализации БАД, ситуация на отечественном рынке определяется интенсивным ростом спроса населения, которое видит в биодобавках эффективную и доступную альтернативу лекарствам или способ улучшить свой внешний вид.

Женщины приносят миллионы
Мировой рынок биологически активных добавок пережил стадию становления и вышел на этап стабильного развития. По оценке экспертов, в США в 1997 году объем рынка биодобавок составлял млрд с ростом в последующие три года на 10- 14% ежегодно. В Европе в 1999 году рынок БАД оценивался примерно в млрд. На этом фоне Россия выглядит скромно со своим рынком в млрд. Но, тем не менее, в последнее время он ежегодно удваивался.

Специалисты фирмы "Лотос" обратились к агентству "СПН Гранат" с просьбой провести исследование, какие же биодобавки чаще всего употребляют петербуржцы. На основании этих данных, а также исследований компаний "Экро RG" и "Гортис" был сделан приблизительный анализ питерского рынка биодобавок. Он оценивается в 0 млн в год, включая лечебно-профилактическое питание - фито-чаи, минерально-витаминные комплексы и травяные сборы.
Наиболее активные покупатели БАД - группы населения с низким и средним уровнем дохода. Большинство их них составляют женщины, хотя в последнее время доля мужчин растет. Снижаются возрастные границы: все больше молодежи приобретает биодобавки.

Бизнес на траве
За последнее десятилетие в России произошло резкое уменьшение доли препаратов из лекарственных растений в общем объеме выпускаемых медикаментозных средств. На освободившийся рынок хлынули импортные препараты. Однако намечается их постепенное вытеснение отечественными производителями биодобавок, число которых растет. Сегодня в России БАД выпускает 2000 фирм, а в Санкт-Петербурге - более 30.

Петербургский рынок насчитывает более 1000 наименований различных БАД. Наиболее популярны биодобавки, выработанные из растительного сырья, за ними следуют препараты, изготавливаемые химическим путем. Импортные БАД представлены в основном препаратами, произведенными с помощью синтеза.

Существенный фактор для рынка биодобавок - уход с него сетевого маркетинга. Если в 1997 году на долю сетевиков в нашем городе приходилось около половины объема продаж, в 1998 году - 40%, то в 2000-м сетевики реализовали всего 10% "народных лекарств". По мнению Андрея Гонзы, высвободившуюся нишу могут занять универсамы и магазины.
Таким образом, российский рынок биодобавок переживает начальную стадию бурного роста, и те фирмы, которые займут свое место на этом рынке сейчас, получат существенные преимущества перед другими в будущем.

Разъяснения вместо рекламы
Биологически активные добавки - сравнительно новый товар для нашего рынка и в то же время довольно актуальный для отечественного потребителя, нуждающегося в лечебно-профилактическом питании. Используют БАД и те, кто по каким-либо причинам разочаровался в традиционных лекарствах. Поэтому часто поднимается вопрос качества рекламы препаратов.

По словам профессора Людмилы Николаевой, члена Академии натуральных продуктов и биотехнологий, нельзя говорить, что биодобавка или таблетка избавляют от всех болезней сразу. Большинство БАД обладает ярко выраженным целенаправленным действием. Поэтому многие фирмы отходят сейчас от простой рекламы, отдавая предпочтение содержательным разъяснениям - выпускать информационные материалы, организовывать консультации для продавцов и покупателей в магазинах Петербурга и т. д.

Другая проблема заключается в недостаточной осведомленности торговых организаций, которые либо берут под видом БАД все подряд не разбираясь, либо наотрез отказываются от кондиционных препаратов.

Товароведы не умеют... торговать
В Петербурге рынок биодобавок находится в "зоне повышенного внимания" Госторгинспекции и СЭС. Это - объективная реакция на случаи обращения и потребителей, и производителей. Первые жаловались на то, что приобретаемая продукция не обеспечивала заявленного эффекта, а вторые - на то, что обнаруживали подделку под свой товар.

В 1997 году главный государственный санитарный врач России Григорий Онищенко подписал постановление "О государственной регистрации биологически активных добавок к пище", где говорится о правилах производства и продажи биодобавок. В столичном НИИ питания - и нигде больше - после необходимой экспертизы можно получить регистрационное удостоверение, разрешающее изготовление отечественных или ввоз импортных БАД.

Но подделок под известную на рынке фирму все равно не избежать. От них, но мнению участников рынка, можно избавиться, лишь контролируя рынок в целом. Усложняет ситуацию то, что, по оценке поставщиков фирмы "Лотос", 90% товароведов из универсамов и магазинов Петербурга не знают требований к реализации биодобавок.

Елена Шумакова, врач отдела гигиены питания Центра госсанэпиднадзора, сообщила, что с лотков, столиков, в киосках, а также в телемагазинах (что особенно актуально) продавать БАД запрещено. Реализацию биопрепаратов в универсамах или магазинах необходимо согласовать с СЭС, выслав дополнение к ассортиментному перечню.

Новый и перспективный
И все же, несмотря на уже имеющиеся проблемы, биологически активные добавки - сравнительно новый товар для нашего рынка, еще не освоенный розничной торговлей. А состояние здравоохранения и здоровья большинства населения определяют потребность в лечебно-профилактическом питании. Это - главные причины того, что товар, по мнению специалистов, приживется на отечественном рынке. А значит, и бизнесу, связанному с реализацией таких препаратов, еще только предстоит бурный рост.
***
Справка
Ведущие участники рынка биодобавок в Санкт-Петербурге - АОЗТ "Авена", ООО "Биодом", ООО "Биолит", ЗАО "Оздоровительные технологии", ЗАО "Стикон", ООО "Фермент", ООО "Фитолон", ООО "ФО имени Пастера". Почти все эти компании являются производителями.
***
Справка
Различают биологические добавки к пище и пищевые добавки. Пищевые добавки - это природные или искусственные вещества, которые добавляются в пищевые продукты для придания им определенных свойств - вкуса, энергетической ценности, увеличения срока хранения и т. п.

Биологически активные добавки (БАД) - это концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенные для обогащения рациона питания человека отдельными биоактивными веществами или их комплексами. БАД получают из растительного, животного или минерального сырья. На рынке биодобавки к пище представлены в виде экстрактов, настоев, бальзамов, порошков, сухих и жидких концентратов, сиропов, таблеток, капсул и др.


 

Маркетинговые исследования, Мониторинг СМИ: +7 495 663-72-31, +7 812 380-67-11
Справочник «Тарифы и условия размещения рекламы»: +7 812 380-67-10

© ЭКРО