Деловая панорама, газета
В последние два года, из-за ужесточившейся конкуренции между производителями, возрос интерес к информации как о рынке в целом, так и о важнейшем его секторе стратегии управления предприятием. Почти все компании сегодня пытаются освоить и выстроить стратегию развития своего бизнеса. Комментирует ситуацию генеральный директор исследовательской группы "Экро-RG" Александр Яковлев.
Переход от стихийного развития рынка и наличия стратегии "в голове" руководителя как правило, собственника среднего российского предприятия к "плановому ведению хозяйства" порождает множество проблем.
Главная из них, на мой взгляд, следующая: как увязать между собой цель и средство ключевой элемент любой стратегии развития бизнеса и реальный процесс управления компанией соответственно? Как совместить жесткую систему планирования и рынок? Опыт и навыки, накопленные в борьбе за выживание? Привычку работать, откликаясь на любое движение рынка, и т.д.?
Как убедить себя, а главное других, что "непопулярные" меры рост интенсивности труда, сокращение персонала, жесткое планирование затрат по подразделениям, изменение привычного ассортимента, введение строгих нормативов при общении с клиентами и т. д., а главное возможное временное ухудшение показателей как следствие реорганизации компании, приведут в итоге к стабильному росту бизнеса.
Практика работы позволяет сформулировать несколько внешне очень простых правил, при соблюдении которых силы и средства, потраченные на разработку и внедрение стратегии развития (оценку внешней и внутренней среды, разработку бизнес-планов, подготовку должностных инструкций персонала), не только украсят полки кабинета руководителя внушительными папками с отчетами, но и дадут реальный результат.
Итак, наличие стратегии полезно и будет иметь позитивный результат, если: собственник и топ-менеджеры компании являются ее идеологами. Это значит, что те и другие должны признать и принять выработанную идеологию как "руководство к действию", а не просто некий набор методов и способов;
стратегия в виде планов, нормативов и иных четких параметров доводится до сведения исполнителей, а не только идеологически обосновывается, скажем, в виде "миссии фирмы";
в связи с этим должна быть проведена большая "разъяснительная" работа, чтобы у сотрудников появилось четкое понимание целей, задач, терминологии и т. д.;
как на этапе подготовки, так и реализации стратегия должна иметь единый центр управления или координации, чтобы отдельные ее элементы не противоречили друг другу;
необходимо четко разделить управленческую и исследовательскую функции при подготовке и реализации стратегии: ответственность за утверждение и проведение в жизнь стратегии развития должны нести топ-менеджеры;
стратегия должна быть выстроена на основе достоверной информации. При этом не так сложно правильно оценить рынок, как свои возможности, необходимые для их достижения.
Если вы уверены, что сможете разработать стратегию развития своего бизнеса с учетом всего вышесказанного, то ее наличие поможет вам добиться поставленных целей.