О том, как исследования используются для получения «нужных» маркетологам результатов.
В британской прессе появилась информация о том, что ведущие производители газировки заказали исследование о пользе своей продукции – в частности, Diet Coke.
Это исследование должно было подтвердить, что указанный напиток способен помочь похудеть. И подтвердило. Правда, как сообщает Independent, в большинстве из рассмотренных в ходе исследования более 5500 работ ничего не говорилось в пользу решения поставленной задачи. А потому в основу заключения были положены результаты всего трёх исследований, из которых только в одном (который финансировался американской Ассоциацией напитков), было обнаружено, что чаще употребляющие диетические виды колы худеют.
В целом вся работа оплачивалась из средств бренда, причём не только работа всего коллектива, но и выдача "премий" по 750£ некоторым ученым-соавторам. Таким образом, можно сделать вывод, что исследование не было независимым, финансировалось производителем продукции, а, следовательно, его результаты могут быть поставлены под сомнение.
Выводы о полезности Diet Coke были опубликованы брюссельским институтом ILSI (европейское отделение международного Института исследований образа жизни) и подтверждались авторитетом 240 ученых, составивших исследовательский коллектив. Лучшей рекламы для заказчика исследования трудно представить. Ещё бы: "диетическая кока помогает сбросить лишний вес лучше, чем вода". Но неужели профессиональная репутация этих учёных стоит, образно говоря, 750£? Или, как написал когда-то известный сатирик, "наша свобода – это то, что мы делаем, когда никто не видит"?
Приходится ли российским исследовательским компаниям сталкиваться с подобными "заказами"? Мы попросили прокомментировать этот сюжет генерального директора исследовательской группы ЭКРО Аркадия Короткова. Вот что он сказал: "За 25 лет работы нашей компании нам, конечно, пришлось повидать всякое. Да, были случаи, когда к нам обращались за проведением маркетинговых исследований с заранее известным результатом. Позиция нашей компании всегда была однозначной – мы этим не занимаемся. Вне зависимости от финансовой стороны дела, мы никогда не принимали участия в неэтичных проектах. Что касается компании Coca-Cola, то нам приходилось сотрудничать с ней ещё в 90-х годах, и это оставило благоприятные впечатления".