КАРТА НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ
Коллеги, с октября 2015 года вы можете получить скидку на "Мониторинг СМИ". Всего за 4 несложных шага Вы получите дополнительные 10% скидки.

ОПРОСЫ В ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ СПб ОТ 12000 РУБЛЕЙ
Исследования стоят дорого? Пусть Ваши конкуренты продолжают так думать! А Вам мы предлагаем варианты проведения опросов, среди которых Вы наверняка сможете выбрать приемлемый для Вас по цене.

ПРЕСС-ИНДЕКС. Банки
Исследовательская группа ЭКРО опубликовала новый "пресс-индекс" по теме: "Банки. Пресса Санкт-Петербурга и Ленинградской области". Рейтинг позволяет сравнить pr-активность банков за 8 месяцев 2016 года с тем же периодом 2015 года.

 

rss вопрос - ответ   rss комментарии специалистов маркетинговой группы «Экро»

Рекомендуете ли вы для оценки PR-службы использовать PR-value?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Главная / Пресс-центр / Пресса о нас
Версия для печати
05/10/2007
Что не так в отношениях церкви со СМИ?

Pravkniga.ru, интернет-портал

Как складываются взаимоотношения Церкви со СМИ в Санкт-Петербурге? Насколько достоверным является образ РПЦ в петербургских газетах и журналах? С какими проблемами сталкивается петербургский журналист, пишущий на церковную тему? Где в Петербурге можно получить достоверную информацию о современной церковной жизни? Какую роль в медийном пространстве Петербурга играет Санкт-Петербургская епархия?

4 октября в пресс-центре «Санкт-Петербургских ведомостей» обсудить эти вопросы собрались светские и церковные журналисты.

Поводом для встречи послужило исследование, проведенное в августе-сентябре 2007 года Информационной службой Санкт-Петербургской епархии РПЦ «Вода живая», при поддержке мониторинговой компании «Экро-RG». Целью работы было выяснить, какой изображали Русскую Православную Церковь крупнейшие городские СМИ в 1997 году, и как изменилась ситуация сегодня. Для анализа были выбраны пять ведущих петербургских газет - «Вечерний Петербург», «Деловой Петербург», «Невское время», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Смена».

Результаты исследования представил журналистам председатель Издательского отдела Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Сорокин. По его словам, данные мониторинга – «неоднозначны и во многом противоречивы». Так, увеличилось количество публикаций в городской прессе, посвященных или касающихся РПЦ.

В то же время, доля их в общем массиве публикаций остается очень небольшой (в среднем ок. 1% из всех публикаций исследованных изданий в 1997 г., и ок. 1,2% в 2007), что в целом говорит о том, что церковная тема не является «кассовой», – по крайней мере, для означенных пяти изданий.

Также, с одной стороны, в СМИ больше стало говориться об участии Церкви в общественной жизни (в 1997 г. - 9 % из всех публикаций об РПЦ, в 2007 г. – 20 %), а также о событиях современной церковной жизни (в 1997 г. ей посвящается всего 9% публикаций о Церкви, в 2007 г. – уже 17%). Кроме того, Церковь стала гораздо меньше, чем десятилетие назад, ассоциироваться с народными традициями и обычаями (12 % публикаций увязывают между собой православие и народные обычаи и обряды в 1997 г., и только 3 % в 2007 г.).

Таким образом, по мнению социологов, можно предположить, что из разряда «экзотики» и «фольклорного заповедника» Церковь в глазах прессы уже попадает в разряд «обыденного». «Если раньше, в 90-е годы, многие считали, что Церковь – это нечто, имеющее отношение к нашим корням, к нашим истокам, - но не более того, - то сегодня ситуация изменилась. Пресса, а вместе с ней – и общество, привыкают к присутствию Церкви во многих сферах жизни и считают его естественным», - сообщил отец Александр.

С другой стороны, по-прежнему в СМИ описывается в основном внешняя сторона жизни Церкви. Наиболее типичный «информационный повод» в публикациях о Церкви последнего времени – это участие церковных иерархов в официальных мероприятиях, или освящение храмов с участием представителей светской власти. В то же время, в СМИ практически ничего не сообщается о социальных и благотворительных проектах РПЦ, о миссионерской деятельности Церкви. «Героями» публикаций становятся в основном Святейший Патриарх, реже – священнослужители. Гораздо реже упоминаются конкретные миряне и конкретные приходы. Иными словами, основа Церкви – сообщество верующих, его жизнь, его позиция – зачастую остается вне поля зрения журналистов.

«Церковь часто воспринимается прессой как некое учреждение, позицию которого выражают его начальники. В то время как в догматическом плане Церковь – это не только иерархия, но все сообщество верующих. Впрочем, во многом это проблема не прессы, а самой Церкви – в первую очередь, мирян, которые далеко не всегда осознают степень своей ответственности за жизнь Церкви», - добавил отец Александр.
Показателен и составленный на основе изученных материалов рейтинг «упоминаемости».

Так, в 1997 году главным «героем» публикаций о Церкви был Иисус Христос; в 2007 году главным «героем» стал Святейший Патриарх, Иисус Христос занимает уже 2-е место (3-е – Бог, 4-е Ксения Блаженная). «Возможно, на основании такого результата нельзя делать каких-то уверенных выводов – все-таки, выборка была достаточно ограниченна. Однако можно предположить, что таким образом Церковь в сознании прессы дрейфует из области всеобщих, христианских ценностей, в область нашего национального достояния и ценностей патриотических. Последние также очень важны, однако досадно, что на второй план задвигаются ценности христианства как такового», - утверждает священник.

Наконец, по результатам мониторинга были получены данные об авторах статей на церковные темы. С одной стороны, авторы стали более «просвещенными», - в их текстах заметно увеличилось количество специальных церковных терминов, упоминаний элементов богослужения, богословских понятий, органов церковного управления. С другой стороны, в целом многие журналисты по-прежнему плохо осведомлены в нормах церковного устава и лексикона, в результате чего, например, имена священнослужителей и названия икон приводятся в произвольной форме (чаще же – без упоминания сана (у священника) или точного названия (у иконы)). «Образ РПЦ в прессе стал менее абстрактным и более конкретным, но, в то де время, пресса с трудом осваивает специфический церковный язык», - заключил о. Александр.

Он предположил, что одна из причин происходящего в том, что, - по крайней мере, в тех СМИ, которые были изучены в ходе исследования, - практически отсутствуют журналисты, специализирующиеся на сюжетах о религии: «Список авторов публикаций – обширен, но большинство из тех, кто в нем упомянут, за изученный период написали всего одну-две заметки о Церкви».

Некомпетентность светской журналистики в религиозных вопросах отмечают и представители власти. Как заметила присутствовавшая на встрече руководитель Отдела по связям с религиозными организациями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Любовь Мусиенко, светские журналисты крайне редко обращаются в отдел с вопросами, а если и обращаются, то исключительно по поводу «деструктивных сект» и «нетрадиционных религиозных объединений».

В то же время, сотрудники отдела готовы помочь журналистам консультациями: «Сейчас выходит много новых законов, и много конструктивных изменений происходит в государственно-конфессиональных отношениях, - по всем этим вопросам мы всегда с радостью поможем с объективной информацией», - сообщила Любовь Мусиенко. Конфессиональная журналистика, по ее словам, в этом отношении представляет обратную картину: «Мы прекрасно взаимодействуем с религиозными СМИ, особенно с изданиями Санкт-Петербургской епархии».

Главный редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» Дмитрий Шерих прокомментировал результаты исследования следующим образом: «С точки зрения не только количества, но и качества публикаций о Церкви, меня как журналиста ситуация не удовлетворяет. Действительно, часто журналисты рассматривают Церковь как предприятие, как один из субъектов городской экономики или, в лучшем случае, общественной жизни.

В любом случае, жизнь Церкви освещается исключительно на бытовом уровне. И очень мало публикаций, посвященных позициям Церкви по сущностным, мировоззренческим вопросам». Говоря о причинах, Дмитрий Шерих посетовал не только на «непрофессионализм СМИ», но и на «частое нежелание церковных чиновников идти на контакт». Хотя, по его словам, «сегодня, когда в обществе преобладают ценности успеха и денег, Церковь и «качественные», «просвещенные» СМИ могли бы идти рука об руку в отстаивании духовных ценностей».

Как заметил обозреватель Интернет-портала «Религия и СМИ», Андрей Зайцев (Москва), журналист, пишущий о религии, вовсе не обязательно сам должен быть религиозным человеком – просто он «должен писать о Церкви так же объективно и честно, как обо всех остальных вещах». «СМИ не могут передать сущность понятия «Церковь», - да это и не их задача, - но они могут создать соответствующее информационное поле, в котором интересующийся человек сможет черпать объективные и достоверные сведения о жизни современной Церкви», - утверждает он.

По словам Андрея Зайцева, «один из самых сложных вопросов здесь: может ли журналист критиковать Церковь?». «Нужно здесь действовать так же, как и в случае с другими пуликациями: если журналист утверждает, что священник что-то украл, то нужно либо решение суда, либо сведения из уголовного дела. В противном случае автора статьи можно привлечь за клевету. Важно понять, что утверждения типа «все в Церкви торгуют табаком», - это по сути то же самое, что говорить, что «все журналисты – продажные люди», - полагает Андрей Зайцев.

С ним был солидарен директор петербургского представительства журнала «Фома», Денис Маханько: «главная задача нашего журнала – компетентно и грамотно излагать материал». В связи с этим, отметил он, сегодня журналу крайне сложно подобрать авторов, способных качественно писать о Церкви. «Часто, если человек верующий, - так называемый «православный журналист», - то он начинает писать как-то чересчур слащаво и благостно. А со светскими журналистами другая проблема – они часто не знают специальной терминологии, например, ступеней церковной иерархии и допускают ошибки типа «митрополит Московский и Всея Руси Алексий»…

Результат встречи, по общему признанию участников – журналистам светским и церковным необходимо чаще общаться и активнее обмениваться опытом.


 

Маркетинговые исследования, Мониторинг СМИ: +7 495 663-72-31, +7 812 380-67-11
Справочник «Тарифы и условия размещения рекламы»: +7 812 380-67-10

© ЭКРО