КАРТА НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ
Коллеги, с октября 2015 года вы можете получить скидку на "Мониторинг СМИ". Всего за 4 несложных шага Вы получите дополнительные 10% скидки.

ОПРОСЫ В ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ СПб ОТ 12000 РУБЛЕЙ
Исследования стоят дорого? Пусть Ваши конкуренты продолжают так думать! А Вам мы предлагаем варианты проведения опросов, среди которых Вы наверняка сможете выбрать приемлемый для Вас по цене.

ПРЕСС-ИНДЕКС. Банки
Исследовательская группа ЭКРО опубликовала новый "пресс-индекс" по теме: "Банки. Пресса Санкт-Петербурга и Ленинградской области". Рейтинг позволяет сравнить pr-активность банков за 8 месяцев 2016 года с тем же периодом 2015 года.

 

rss вопрос - ответ   rss комментарии специалистов маркетинговой группы «Экро»

Рекомендуете ли вы для оценки PR-службы использовать PR-value?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Главная / Пресс-центр / Пресса о нас
Версия для печати
08/10/2007
Питерские журналисты обсудили освещение «церковной» темы в городских СМИ за последние 10 лет

Причал, интернет-портал

4 октября в пресс-центре «Санкт-Петербургских ведомостей» собрались светские и церковные журналисты, сообщает Патриархия.ru. Поводом для встречи послужило исследование, проведенное в августе-сентябре 2007 года информационной службой Санкт-Петербургской епархии «Вода живая» при поддержке мониторинговой компании «Экро-RG». Целью работы было выяснить, какой изображали Русскую Православную Церковь крупнейшие городские СМИ в 1997 году, и как изменилась ситуация сегодня. Для анализа были выбраны пять ведущих петербургских газет — «Вечерний Петербург», «Деловой Петербург», «Невское время», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Смена».

Результаты исследования представил журналистам председатель издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Сорокин. По его словам, данные мониторинга «неоднозначны и во многом противоречивы». Так, увеличилось количество публикаций в городской прессе, посвященных или касающихся Русской Православной Церкви. В то же время, доля их в общем массиве публикаций остается очень небольшой (в среднем около 1% из всех публикаций исследованных изданий в 1997 г., и около 1,2% в 2007), что в целом говорит о том, что церковная тема не является «кассовой», по крайней мере, для означенных пяти изданий.

Также, с одной стороны, в СМИ больше стало говориться об участии Церкви в общественной жизни (в 1997 г. — 9 % из всех публикаций о Русской Православной Цекрви, в 2007 г. — 20 %), а также о событиях современной церковной жизни (в 1997 г. ей посвящается всего 9% публикаций о Церкви, в 2007 г. — уже 17%). Кроме того, Церковь стала гораздо меньше, чем десятилетие назад, ассоциироваться с народными традициями и обычаями (12 % публикаций увязывают между собой Православие и народные обычаи и обряды в 1997 г., и только 3 % в 2007 г.).

Таким образом, по мнению социологов, можно предположить, что из разряда «экзотики» и «фольклорного заповедника» Церковь в глазах прессы уже попадает в разряд «обыденного». «Если раньше, в 90-е годы, многие считали, что Церковь — это нечто, имеющее отношение к нашим корням, к нашим истокам, но не более того, — то сегодня ситуация изменилась. Пресса, а вместе с ней и общество, привыкают к присутствию Церкви во многих сферах жизни и считают его естественным», — сообщил отец Александр.

С другой стороны, по-прежнему в СМИ описывается в основном внешняя сторона жизни Церкви. Наиболее типичный «информационный повод» в публикациях о Церкви последнего времени — это участие церковных иерархов в официальных мероприятиях, или освящение храмов с участием представителей светской власти.

В то же время, в СМИ практически ничего не сообщается о социальных и благотворительных проектах Церкви, о ее миссионерской деятельности. «Героями» публикаций становятся в основном Святейший Патриарх, реже — священнослужители. Гораздо реже упоминаются конкретные миряне и конкретные приходы. Иными словами, основа Церкви — сообщество верующих, его жизнь, его позиция — зачастую остается вне поля зрения журналистов.

«Церковь часто воспринимается прессой как некое учреждение, позицию которого выражают его начальники. В то время как в догматическом плане Церковь — это не только иерархия, но все сообщество верующих. Впрочем, во многом это проблема не прессы, а самой Церкви — в первую очередь, мирян, которые далеко не всегда осознают степень своей ответственности за жизнь Церкви», — добавил отец Александр.

Наконец, по результатам мониторинга были получены данные об авторах статей на церковные темы. С одной стороны, авторы стали более «просвещенными» — в их текстах заметно увеличилось количество специальных церковных терминов, упоминаний элементов богослужения, богословских понятий, органов церковного управления.

С другой стороны, в целом многие журналисты по-прежнему плохо осведомлены в нормах церковного устава и лексикона, в результате чего, например, имена священнослужителей и названия икон приводятся в произвольной форме (чаще же — без упоминания сана (у священника) или точного названия (у иконы)). «Образ Русской Православной Церкви в прессе стал менее абстрактным и более конкретным, но, в то же время, пресса с трудом осваивает специфический церковный язык», — заключил о. Александр.

Он предположил, что одна из причин происходящего в том, что, по крайней мере, в тех СМИ, которые были изучены в ходе исследования, практически отсутствуют журналисты, специализирующиеся на сюжетах о религии: «Список авторов публикаций — обширен, но большинство из тех, кто в нем упомянут, за изученный период написали всего одну-две заметки о Церкви».

Некомпетентность светской журналистики в религиозных вопросах отмечают и представители власти. Как заметила присутствовавшая на встрече руководитель Отдела по связям с религиозными организациями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Любовь Мусиенко, светские журналисты крайне редко обращаются в отдел с вопросами, а если и обращаются, то исключительно по поводу «деструктивных сект» и «нетрадиционных религиозных объединений».

В то же время, сотрудники отдела готовы помочь журналистам консультациями: «Сейчас выходит много новых законов, и много конструктивных изменений происходит в государственно-конфессиональных отношениях, — по всем этим вопросам мы всегда с радостью поможем с объективной информацией», — сообщила Любовь Мусиенко. Конфессиональная журналистика, по ее словам, в этом отношении представляет обратную картину: «Мы прекрасно взаимодействуем с религиозными СМИ, особенно с изданиями Санкт-Петербургской епархии».

Главный редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» Дмитрий Шерих прокомментировал результаты исследования следующим образом: «С точки зрения не только количества, но и качества публикаций о Церкви, меня как журналиста ситуация не удовлетворяет. Действительно, часто журналисты рассматривают Церковь как предприятие, как один из субъектов городской экономики или, в лучшем случае, общественной жизни. В любом случае, жизнь Церкви освещается исключительно на бытовом уровне. И очень мало публикаций, посвященных позициям Церкви по сущностным, мировоззренческим вопросам». Говоря о причинах, Дмитрий Шерих посетовал не только на «непрофессионализм СМИ», но и на «частое нежелание церковных чиновников идти на контакт». Хотя, по его словам, «сегодня, когда в обществе преобладают ценности успеха и денег, Церковь и "качественные", "просвещенные" СМИ могли бы идти рука об руку в отстаивании духовных ценностей».

Как заметил обозреватель интернет-портала «Религия и СМИ» Андрей Зайцев (Москва), журналист, пишущий о религии, вовсе не обязательно сам должен быть религиозным человеком — просто он «должен писать о Церкви так же объективно и честно, как обо всех остальных вещах». «СМИ не могут передать сущность понятия "Церковь", да это и не их задача, но они могут создать соответствующее информационное поле, в котором интересующийся человек сможет черпать объективные и достоверные сведения о жизни современной Церкви», — утверждает он.

По словам Андрея Зайцева, «один из самых сложных вопросов здесь: может ли журналист критиковать Церковь?». «Нужно здесь действовать так же, как и в случае с другими публикациями: если журналист утверждает, что священник что-то украл, то нужно либо решение суда, либо сведения из уголовного дела. В противном случае автора статьи можно привлечь за клевету. Важно понять, что утверждения типа "все в Церкви торгуют табаком", — это, по сути, то же самое, что говорить, что "все журналисты — продажные люди"», — полагает Андрей Зайцев.

С ним был солидарен директор петербургского представительства журнала «Фома» Денис Маханько: «главная задача нашего журнала — компетентно и грамотно излагать материал». В связи с этим, отметил он, сегодня журналу крайне сложно подобрать авторов, способных качественно писать о Церкви. «Часто, если человек верующий, так называемый "православный журналист", то он начинает писать как-то чересчур слащаво и благостно. А со светскими журналистами другая проблема — они часто не знают специальной терминологии, например, ступеней церковной иерархии и допускают ошибки типа «митрополит Московский и всея Руси Алексий»…

Результат встречи, по общему признанию участников — журналистам светским и церковным необходимо чаще общаться и активнее обмениваться опытом.


 

Маркетинговые исследования, Мониторинг СМИ: +7 495 663-72-31, +7 812 380-67-11
Справочник «Тарифы и условия размещения рекламы»: +7 812 380-67-10

© ЭКРО