КАРТА НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ
Коллеги, с октября 2015 года вы можете получить скидку на "Мониторинг СМИ". Всего за 4 несложных шага Вы получите дополнительные 10% скидки.

ОПРОСЫ В ТОРГОВЫХ ЦЕНТРАХ СПб ОТ 12000 РУБЛЕЙ
Исследования стоят дорого? Пусть Ваши конкуренты продолжают так думать! А Вам мы предлагаем варианты проведения опросов, среди которых Вы наверняка сможете выбрать приемлемый для Вас по цене.

ПРЕСС-ИНДЕКС. Банки
Исследовательская группа ЭКРО опубликовала новый "пресс-индекс" по теме: "Банки. Пресса Санкт-Петербурга и Ленинградской области". Рейтинг позволяет сравнить pr-активность банков за 8 месяцев 2016 года с тем же периодом 2015 года.

 

rss вопрос - ответ   rss комментарии специалистов маркетинговой группы «Экро»

Рекомендуете ли вы для оценки PR-службы использовать PR-value?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Главная / Пресс-центр / Пресса о нас
Версия для печати
15/11/2006
Кофе по-петербуржски: вместе и много, Павел Баскаков

Деловой Петербург, газета


Рынок кофеен в городе не устает расти, при этом конкуренция заставляет компании развивать несколько брендов под одной крышей

СПб. История успеха кофеен в Петербурге, самом пьющем кофе городе России, далека от завершения. В продолжении роста рынка кофеен уверено большинство его участников.
По данным Организации производителей кофе в России, в 2005 г. потребление кофе в стране выросло на 5-7%, а объем рынка составил 4 млрд. Почти в 80% случаев россияне пьют либо растворимый кофе, либо кофейные смеси.

Несмотря на то что большинство россиян отдает предпочтение растворимому кофе, его популярность, хоть и медленно, но убывает, тогда как спрос на молотый кофе постепенно растет. Эта тенденция отражает рост требований потребителя ко вкусу и качеству напитка.

"Петербург - самый кофейный город России. Число кофеен на тысячу жителей в нем в несколько раз превышает показатели Москвы и других крупных городов", - говорит Сергей Фильченков, аналитик инвестиционной компании "ФИНАМ".
Согласно опросам исследовательской компании "Экро-RG", практически 60% петербуржцев пьют кофе несколько раз в месяц или чаще, тогда как, по данным общероссийских исследований, не более половины россиян пьют кофе раз в 3 месяца или чаще (см. диаграмму на стр. 19). Не удивительно, что именно в Петербурге в 1998г. открылась первая кофейня в современном понимании. Это была "Идеальная чашка".

Кофейные сети
Вслед за "Идеальной чашкой" в городе появились и другие кофейни. Некоторые из них стали сетевыми проектами. В 1999г. открылась кофейня "Рико" с более дорогим интерьером.
Через несколько лет "Рико" выросло до небольшой сети. В открытой почти в это же время кофейне "Марко" появился элемент фаст-фуда, клиентам предложили не только кофе и спиртные напитки, но и салаты. Чуть позже на рынке появились кофейни "Республика кофе".

Затем в город начали приходить операторы кофеен из Москвы. Сначала появился "Кофе Хауз", а с начала 2006г. - "Шоколадница" (она также приобрела сеть "Марко").
На сегодня по числу кофеен первое место занимает "Кофе Хауз". "Идеальная чашка" идет второй, однако "Шоколадница", собирающаяся до конца года открыть еще шесть кофеен, приблизится к ней вплотную.

Куда расти
"Потенциал роста у рынка есть. По нашим оценкам, он составляет не меньше 30%", - говорит Сергей Фильченков.
"Рынку кофеен в Петербурге еще есть куда расти", - считает Юлия Углова, сотрудница отдела маркетинга петербургского представительства "Кофе Хауз".

"С одной стороны, петербургский рынок кофеен достаточно насыщен, - говорит Виктория Гордеева, маркетолог сети "Шоколадница" в Петербурге. - Несмотря на это, продолжается открытие новых заведений, как одиночных, так и сетевых проектов. Также можно говорить о перераспределении рынка в пользу премиум-сегмента. Сформировавшийся средний класс потребителей уже предпочитает самообслуживанию ресторанный сервис и готов платить за него дополнительно".
"На наш взгляд, потенциал у рынка кофеен еще очень большой, - считает Дмитрий Шубин, генеральный директор ООО "Идеальная чашка - Санкт-Петербург" (некоторое время назад основным акционером "Идеальной чашки" (85% акций) стал фонд Trigon Direct Investments, управляемый скандинавским инвестиционным банком Trigon Capital Group).

- Мы пока сильно отстаем от среднеевропейских показателей по числу кофеен. Потенциал имеется и в центре города, несмотря на его видимое насыщение кофейнями. Вопрос в выборе формата. Что касается размещения кофеен в торговых центрах, то выбирать их необходимо с большой осторожностью. Как правило, торговые центры - это предприятия выходного дня. И кофейням необходимо за выходные добиваться повышенного уровня дохода, чтобы компенсировать спад продаж в будни".

Между тем крупнейшие операторы рынка кофеен стремятся нарастить свое присутствие как в центре города, так и в новых торгово-развлекательных центрах.
"В середине ноября "Шоколадница" появится на втором этаже Дома Зингера, - замечает Виктория Гордеева. - При этом наши новые кофейни появятся в крупнейших торговых центрах города - "Мега-Парнас" и "Мега-Дыбенко", в ТРК "Невский", в торговых комплексах "Июнь" и "Радуга".

Несмотря на рост доходов и изменение предпочтений среднего класса, кофейни смогут еще долго оставаться местом для коротких деловых и личных встреч людей.
***
Цифры
Лидеры среди сетевых кофеен по числу заведений, на конец октября 2006 г.
"Кофе Хауз" - 27
"Идеальная чашка" - 13
"Шоколадница" - 6
"Чайкофф" - 6
"Республика кофе" - 5
Источник: данные компаний
***
Динамика потребления молотого кофе в России
2002 г. - 26,3%
2003 г. - 27,9%
2004 г. - 29,0%
2005 г. - 32,4%
Источник: компания "Комкон-СПб"
***
Отличия Starbucks от российских кофеен
- отсутствие в меню алкоголя
- продажа кофе навынос в бумажном стакане (до 75-80% продаж).
- обслуживание у стойки, без официантов
- запрет на курение
Примечание: среди российских кофеен только в "Идеальной чашке" алкоголь отсутствует в меню, а обслуживание происходит у стойки.

 

Маркетинговые исследования, Мониторинг СМИ: +7 495 663-72-31, +7 812 380-67-11
Справочник «Тарифы и условия размещения рекламы»: +7 812 380-67-10

© ЭКРО