Деловой Петербург, газета
На рынке лидируют супер- и гипермаркеты - в этом сегменте идет наиболее жесткая борьба, в то время как ниша "удобных магазинов" остается свободной.
Супер- и гипермаркеты занимают, по оценкам исследовательской группы "Экро-RG" (22957)*, 59% в суммарном обороте всего розничного рынка в целом (включая непродовольственные товары - бытовую технику, одежду и пр.). Одна из причин их доминирования - торговая политика города, ориентированная на развитие крупных торговых объектов.
По оценке основных игроков рынка, петербургский рынок продуктовой розницы достаточно насыщен магазинами всех форматов. Однако "свободные места" на нем все же имеются. "В Петербурге недостаточно "удобных магазинов", куда в любое время суток можно спуститься за пакетом молока или бутылкой пива "в тапочках", то есть магазинов не более чем в двух минутах ходьбы от дома", - считает Дмитрий Клюйков, региональный руководитель службы маркетинга и рекламы сети магазинов "Квартал" ГК "Виктория" (35739)*.
Кроме того, по оценке участников рынка, в Петербурге не хватает сетевых продуктовых магазинов премиум-класса. По мнению Алексея Раппопорта, директора по развитию ООО "Нордик-Нева" (сеть продовольственных магазинов "Нетто"), московский покупатель стал потреблять качественные услуги розницы значительно раньше, чем петербургский. Отсюда у москвичей более требовательное отношение к качеству товаров, услуг, оборудования, которое еще не сложилось среди петербуржцев.
"В Петербурге не освоена ниша элитных продуктовых сетевых магазинов, например продуктовых бутиков. В Москве такие магазины уже открываются", - рассказывает Ольга Усенко (587610)*, менеджер по маркетингу и рекламе Северо-Западного филиала ЗАО "ТД "Перекресток".
Тенденции
Суммарный оборот всех предприятий сетевой розницы вырос с июля по сентябрь текущего года на 26%. Весьма характерно, что в этот же период соответствующий рост оборота всей розницы в целом отсутствовал, то есть при сохранении общего объема розничной торговли в нем происходило увеличение доли сетевых форматов.
"В ближайшие годы тенденция увеличения супермаркетами своей доли рынка сохранится, как и "магазинов у дома". В настоящее время большую долю все еще занимают "несетевые" магазины, но многие из них вынуждены уходить с рынка из-за жесткой конкуренции со стороны "магазинов у дома", - рассказывает Дмитрий Клюйков (607612)*.