Деловой Петербург, газета
Будущих участников проекта отберут в ходе международного конкурса
Тендер на выполнение работ по измерению телевизионной аудитории России ждет участников, которые не только хотят, но и могут.
Измерение аудитории - наиболее актуальная тема как для телекомпаний, так и для рекламодателей. Многие из них часто говорят о несовершенстве медиаметрии в России, но организовать достоверное всероссийское исследование еще никому не удавалось. Предыдущая попытка провести тендер на исследования телеаудитории была в 1998 году, но сорвалась в результате кризиса.
Контракт на власть
Организатор тендера - некоммерческое партнерство "Медиа Комитет" так обозначило цели проекта: "усовершенствование процесса получения объективной информации о телесмотрении россиян, дальнейшее развитие стандартов качества на системы измерения телевизионной аудитории в России в интересах всех участников телевизионной индустрии и рекламного рынка России".
Участник тендера несет расходы на уплату конкурсного взноса (60 тысяч рублей), залога (600 тысяч рублей) и подготовки своих предложений по выполнению работ (примерно тысяч).
Победителю предложат заключить контракт на 5 лет с правом пролонгации на выполнение телеизмерений в России. Вполне вероятно, что победитель будет контролировать всю отрасль медиаисследований в стране.
Согласно планам "Медиа Комитета", на первом этапе проекта панель победившего в тендере составит не менее 2 тысяч домохозяйств, на последующих этапах - 2,5 и 3 тысячи. Стоимость контракта - в пределах от 0,5% до 4% рекламного рынка.
Без Петербурга
В "Медиа Комитете" ожидают, что участвовать в конкурсе будут западные компании, у которых накоплены большой опыт и средства. Первоначально в "Комитете" заявили, что петербургские исследовательские компании скорее всего не смогут принять участие, потому что у них недостаточно денег для реализации проекта, однако позже сообщили, что возможен вариант, когда агентства объединятся или найдут партнеров.
"Есть примеры, когда компании объединяются в партнерство, и одна из них занимается исследованиями, другая - программным обеспечением для их проведения, - говорит Ольга Ермолаева, директор НП "Медиа Комитет". - Для нас самое главное - это хорошие предложения по исследованиям и хороший софт, местонахождение не имеет значения".
Большие деньги
Петербургские исследовательские компании по-разному относятся к тендеру, но принимать самостоятельное участие в нем пока не готовы. "Как петербургское представительство отдельно мы не участвуем в конкурсе, заявку подает центральный офис в Москве, он координирует всю работу в России, - рассказывает Ирина Иванова, исполнительный директор СПб филиала группы компаний TNS. - В случае выигрыша мы будем проводить исследования на территории Северо-Запада, чем занимаемся и сейчас".
"Мы слышали о тендере, но принимать в нем участие не будем из-за того, что очень высок уровень первоначальных инвестиций - -3 млн, - говорит Ирина Садовая, директор по исследованиям исследовательской группы "ЭКРО-RG". - Таких денег нет даже у московских компаний, которые являются независимыми, а не подразделениями мировых исследовательских компаний. Думаю, что и петербургские независимые компании или филиалы крупных фирм не будут принимать участие в тендере".
Локальные рынки
Некоторые исследовательские компании высказывают сомнения в целесообразности проведения такого тендера. "Мы еще не решили окончательно, будем ли участвовать или нет; скорее всего, решение примем в начале осени, - рассказывает Андрей Волков, директор по маркетингу и развитию ООО "Исследовательская фирма "Гортис". - По моей информации, до сих пор нет ни одной заявки от исследовательских фирм. Знаю, что интересовался GFK и московский Gallup Media.
Речь об этом тендере ведется уже больше 2 лет, с того времени, как появился "Медиа Комитет"; работа ведется так медленно, что появляются предположения о том, что "Медиа Комитет" делает ставку не на российские компании, а на западные. Для России это имиджевый ход. Но эти компании не имеют своих сетей в России, поэтому им придется начинать свое развитие здесь с нуля".
Андрей Волков также не видит пользы в этом исследовании для региональных рекламодателей. "У меня возникает вопрос, - говорит он, - какую пользу принесет исследование российской телеаудитории региональным рекламодателям. Если по всей стране панель будет составлять две-три тысячи домохозяйств, то, допустим, для Петербурга их будет 200-300, и какую тогда информацию рекламодатель получит по этим 200-300 домохозяйствам?
Для всей России это исследование будет информативным, но для регионов - нет. В Петербурге мало рекламодателей, которые размещают рекламу по всей стране, большинство интересуют именно локальные рынки".
Другие СМИ
У исследователей также возникают сомнения в отношении результатов будущего исследования. Большинство членов "Медиа Комитета" - телекомпании, поэтому результаты могут быть представлены в более выгодном для них свете по отношению к другим СМИ. Многие хотели бы, чтобы были проведены всероссийские замеры не только телевизионной аудитории, но и радио, прессы.
"В мире нет служб, которые замеряют сразу все СМИ, разница в подходах, к тому же аудитории пересекаются. Все хотят, чтобы такие замеры стали возможны, но пока это нереально", - сообщила Ольга Ермолаева.
***
Что нужно. . .
Для того, чтобы принять участие в конкурсе:
скачать заявку на сайте www. mediakomitet. ru
заполнить заявку
подготовить необходимый пакет документов
подготовить проект по проведению исследования
уплатить конкурсный взнос 60 тысяч рублей
внести залог 600 тысяч рублей