В данной рубрике сайта мы самостоятельно определяем интересные, на наш взгляд, события, публикации, методологические вопросы и даем как свои комментарии, так и интересные комментарии других специалистов рынка.
Материалы данной рубрики могут быть использованы печатными и электронными средствами массовой информации при условии обязательной ссылки на маркетинговую группу ЭКРО и данный сайт. При размещении любых материалов рубрики на интернет-ресурсах обязательным условием является также проставление активной ссылки на данный сайт.
По данным HeadHunter, в 2016 году почти треть общероссийского спроса на специалистов в сфере маркетинга и рекламы приходилась на Москву. Очевидно, что, с учётом более высокого уровня оплаты труда, в денежном выражении доля столицы на российском рынке труда в этой отрасли была ещё больше.
В 2016 году общий рост спроса в России опередил рост спроса в сфере рекламы и маркетинга – если общее число вакансий увеличилось на 11%, то число вакансий в сфере «Маркетинг, реклама, PR» прибавило лишь 5% по сравнению с 2015 годом. Иначе дела обстоят в столице, где, наоборот, рост спроса на маркетологов и работников сферы рекламы опережает общерыночные показатели на 5 п.п.
В целом, сферу рекламы нельзя назвать высококонкурентной: в первом полугодии лишь в январе уровень конкуренции достигал отметки в 3 резюме на вакансию, и в течение всего полугодия колебался ниже данной цифры. В июне hh.индекс составил 2,6. Однако во втором полугодии уровень конкуренции стал расти, и к декабрю достиг отметки 4,2.
В Москве уровень конкуренции в сфере «Маркетинг, реклама, PR» также находится ниже общерыночного. Традиционно, конкуренция в Москве выше — в первом полугодии 2016 значение hh.индекса колебалось возле отметки 6 и к июню опустилось ниже пяти. Однако во втором полугодии наблюдался слабый, но устойчивый рост уровня конкуренции, и в декабре значение hh.индекса составило 5,6.
Самой популярной специализацией в сфере рекламы оказался «менеджер по работе с клиентами»: почти в четверти вакансий работодатели ищут именно таких специалистов. На втором месте находится специализация по связям с общественностью — таких вакансий около 19%. Специалистов по мероприятиям и продвижению ищут в 17% вакансий.
В Москве структура спроса немного отличается от российского — в первую очередь требуются специалисты по связям с общественностью и интернет-маркетологи. Менеджеров по работе с клиентами ищут в 20% вакансий.
Ожидаемо, больше всего спрос на специалистов из рекламной сферы — в Москве и Санкт-Петербурге, причём в Москве он почти в три раза выше. В лидерах по спросу среди не столичных регионов находится Московская область, Республика Татарстан, а также Краснодарский край и Нижегородская область.
Типичным российским соискателем в сфере рекламы является женщина в возрасте от 26 до 35 лет, с высшим образованием, опытом работы более 6 лет, лишь в 30% случаев обладающая базовыми знаниями английского языка, и претендующая на зарплату от 20 до 30 тысяч рублей. Портрет московского соискателя отличается от общероссийского лишь более высокими ожиданиями относительно зарплаты, а также более уверенным владением английским языком.
Портрет соискателя, Россия, 2016
Портрет соискателя, Москва, 2016
Иван Тютюнджи