В данной рубрике сайта мы самостоятельно определяем интересные, на наш взгляд, события, публикации, методологические вопросы и даем как свои комментарии, так и интересные комментарии других специалистов рынка.
Материалы данной рубрики могут быть использованы печатными и электронными средствами массовой информации при условии обязательной ссылки на маркетинговую группу ЭКРО и данный сайт. При размещении любых материалов рубрики на интернет-ресурсах обязательным условием является также проставление активной ссылки на данный сайт.
Маркетинговая группа ЭКРО в год своего 25-летия продолжает публикацию историй, связанных с различными направлениями деятельности компании. Сегодня своими воспоминаниями о начале работы в ЭКРО делится один из ключевых сотрудников компании – Юлия Зеликова. В разные годы она работала на позициях аналитика, руководителя исследовательского отдела, директора по исследованиям.
- Юля, как ты пришла в компанию ЭКРО?
- В компанию ЭКРО я пришла в 2000 году. Тогда я рассматривала два варианта: компания "Балтика" и ЭКРО. Если говорить о работе, то впечатления от собеседований были совсем разное. Например, на "Балтике" меня спрашивали, собираюсь ли я ещё рожать и как долго я собираюсь работать на Балтике. Причём на полном серьёзе – но в те годы среди HR-ов была такая мода. А в ЭКРО разговор шёл о работе – построение и размеры выборок, ошибки выборок. Сразу сложилось впечатление, что здесь можно заниматься тем, что ты знаешь и в чём разбираешься. Здесь это нужно, здесь в этом заинтересованы.
- А каковы оказались первые впечатления, когда ты начала работать в компании?
- В общем-то, то, что проявилось на собеседовании, затем и подтвердилось. Уже вскоре после прихода в ЭКРО я чётко ощущала, что у меня есть работа, где я занимаюсь делом. Не было мелочного контроля, только по результату.
Отличий от исследовательской компании, где я работала до этого, было много. Например, не нужно было делать несколько проектов сразу – работаешь над одним. Сроки исследований были разумные: всегда можно было нормально спланировать работу и нормально её выполнить. Не было постоянных авралов.
Я принимала участие в переговорах (а в той компании этим занимались только специальные переговорщики). Это было важным потому, что Андрей Коротков всегда просил объяснять заказчикам методологию исследований; не соглашаться сразу с теми методами, которые предлагал заказчик, а объяснять, как это можно сделать лучше.
Проект никогда не выполнялся шаблонно: всегда вникали в ситуацию конкретного рынка, адаптировали методы сбора информации (например, в связи с труднодоступностью респондентов), из результатов "выжимали" для заказчика всё, что можно было – то есть думали, а не просто интерпретировали.
Меня всё это очень устраивало: во-первых, интересно, во-вторых, делаешь то, что умеешь, в-третьих, делаешь это так, как надо. На мой взгляд, это очень комфортная ситуация для сотрудников.
- В период, когда ты руководила исследованиями в компании, тебе приходилось сталкиваться и с другими задачами: работа с запросами, оценка стоимости исследований и т.п. Каковы были требования со стороны руководства к решению этих задач?
- Если запрос был нереальным по срокам или по деньгам, то он сразу отметался. Что значит "нереальный"? Это такой, который можно сделать, только нарушая методику проведения исследования либо его организацию. Компания никогда на это не шла, и всегда объясняла это потенциальным заказчикам. Вообще, открытость позиции в отношении заказчиков всегда культивировалась.
Кстати, всегда отметались заказы с поквартирными опросами – потому что это невозможно хорошо сделать именно с точки зрения организации опроса. Просто написать отчёт, без исследований (а поступали и такие запросы) – тоже никогда не соглашались.
Что касается стоимости исследований, то здесь позиция была, можно сказать, нетрадиционная. Ведь обычная практика на рынке – когда в цену закладывается некая величина "на уторговывание", за счёт которой потом можно было бы сделать клиенту скидку. Клиенту приятно. Но ЭКРО никогда не занимала лукавых позиций и изначально минимизировала цену исследований; экономили на всём, чём можно. Всегда были готовы объяснить заказчику каждую цифру в смете. В сочетании с подробным объяснением методических особенностей исследования получалось очень объёмное предложение – на которое, к сожалению, уходило немало времени.
- Юля, можешь коротко описать позицию компании в отношении заказчиков?
- Пожалуй, да. Андрей Коротков говорил: "Нужно помочь людям решить их проблему". При всей простоте здесь глубокий смысл – и в слове "помочь", и в словах "помочь людям", и в слове "решить". Отсюда вполне можно понять отношение сотрудников компании к тому, что и как они делают.